Развеем мифы о высшем образовании
Сейчас у людей все чаще возникают сомнения в том, что высшее образование поможет им добиться успеха в жизни.
Да, все прекрасно понимают, что диплом лишним уж точно не будет, но вот стоит ли тратить время, силы и, как правило, деньги на его получение.
Стоит ли игра свеч? Что бы наконец разобраться в этом непростом деле, предлагаю рассмотреть 7 самых распространенных заблуждений о высшем образовании.
1) Программа обучения в отечественных вузах дает не слишком качественные знания по современным специальностям. В этом вопросе мы не можем быть категоричными. Необходимо рассматривать каждую специальность в частности.
Например, чтобы научиться ремеслу маникюрного мастера, достаточно грамотного наставника и практического опыта в этом деле. А вот такие профессии как юрист, логист, архитектор и многие другие требуют, прежде всего, теоретических знаний.
Опыт, конечно, важен, но его невозможно получить, не имея определенной базы знаний.
2) Сейчас при приеме на работу не всегда смотрят на диплом. Отнюдь. Для работодателя наличие диплома о высшем образовании – это не только свидетельство о том, что Вы обладаете определенными знаниями, но и показатель Вашего умения поставить перед собой цель и добиться ее, проявляя упорство и трудолюбие.
3) Устроиться на работу можно только с дипломом, который соответствует данной специальности. Это утверждение верно в большинстве случаев, но существуют и исключения из данного правила. Бесспорно, Вы никогда не будете работать врачом, имея диплом повара. Но юрист при желании может стать, например, менеджером по персоналу.
4) Во всех вузах дают образование одинакового уровня.
Сейчас количество вузов увеличивается с каждым годом, и, к примеру, журналистике или филологии могут учить в автотранспортных и сельскохозяйственных вузах.
В большинстве случаев этот противоречивый фактор будет являться причиной неполноты и не качественности знаний. Так что к выбору учебного заведения нужно подходить серьезно.
5) Обладатели негуманитарных дипломов не обладают должным уровнем культурного образования. Каждая программа включает в себя фундаментальные знания во всех областях.
Но дело в том, что студенты пренебрегают ими, если они не относятся к их будущей профессии. Зачастую и преподаватели закрывают на это глаза.
Поэтому расширить кругозор, быть культурно образованным и интеллигентным, получая техническое образование, может каждый, стоит только захотеть.
6) Добиться высот в карьере можно и без диплома. Конечно, существуют такие случаи, но их слишком мало, чтобы мы могли согласиться с этим утверждением.
В основном, знания, полученные при обучении, являются необходимым фундаментом карьерного роста. В самом начале Вашего карьерного пути их будет достаточно, но для того, чтобы расти, необходимо будет их пополнять, быть все время в движении.
Иначе на Ваше место придут те, кто больше осведомлен в данной области.
7) Опыт работы важнее самого диплома. Все мы знаем о том, как тяжело молодому специалисту без опыта работы устроиться на работу. Но это реально.
Сейчас работодатели активно практикуют прием на работу студентов последних курсов университетов. Таким работникам не нужно много платить, а работают они добросовестно, с полной самоотдачей.
По окончании вуза у таких специалистов уже есть и опыт работы, и диплом высшего учебного заведения, поэтому с трудоустройством у них нет таких проблем.
Подводя итог, мы можем смело утверждать о том, что наличие диплома о высшем образовании по-прежнему актуально. Важно лишь получить его с умом, не терять времени и в дальнейшем все время совершенствовать свои знания.
Источник: http://diplom-distant.ru/2012/11/15/razveem-mifi-o-vyisshem-obrazovanii/
Беззаботная студенческая жизнь: миф или реальность?, Студенческая жизнь
Студенческие годы принято считать самыми счастливыми и беззаботными, поскольку в эту пору стремления молодых людей направлены не только на саморазвитие, учебу и поиск себя, но и на поиск новых эмоций и впечатлений. При этом некоторые из нас считают студентов практически бездельниками, другие очень ответственными и занятыми людьми. Давайте разберемся кто из них прав, и действительно ли студенческая жизнь беззаботна?
Студенческие годы принято считать самыми счастливыми и беззаботными, поскольку в эту пору стремления молодых людей направлены не только на саморазвитие, учебу и поиск себя, но и на поиск новых эмоций и впечатлений. При этом некоторые из нас считают студентов практически бездельниками, другие очень ответственными и занятыми людьми. Давайте разберемся кто из них прав, и действительно ли студенческая жизнь беззаботна?
Сразу отметим, что понятие беззаботности и легкости у каждого свое. И устав жизни каждый создает «под себя». Поэтому о беззаботности или насыщенности студенческой жизни нельзя говорить обобщенно. Но все-таки мы попытаемся разобраться в этом вопросе на примере самых распространенных мифов, которые уже долгие годы “гуляют” в нашем обществе.
Миф первый
Опровержение: конечно, такой ход развития ситуации возможен, но это скорее исключение, чем правило. Обучение в ВУЗе подразумевает не только посещение лекций, но и подготовку самостоятельных работ (дипломов, курсовых, рефератов и т.д.).
А это значит, что студенту после занятий необходимо потратить определенное время, как минимум, на поиск необходимой информации (чтобы хотя бы чуть-чуть быть “в теме”), а как максимум – на анализ найденного материала, и высказывание своего мнения (в письменном виде) на его основе. Так что свободного времени у студентов не так уж много.
Поэтому через вечер устраивать пир на весь мир будет тяжело не только физически, но и морально.
Кроме того, не каждый студент может позволить себе ежедневно выкладывать “круглую” сумму за банкет в ресторане, дорогие коктейли в ночном клубе или “тележку” продуктов для организации “поляны” в общежитии.
Миф второй
Опровержение: действительно, по сравнению с советскими студентами, современным учащимся учиться намного легче, поскольку программы дисциплин составлены таким образом, чтобы рассчитать количество учебной нагрузки на количество времени и физических затрат (при этом отсутствуют такие “лишние” дисциплины, как научный коммунизм или история КПСС). Поэтому если вы будете делать задания вовремя и планировать свое время, то больших трудностей у вас не возникнет.
Конечно, от нескольких бессонных ночей, тяжелого предмета, преподавателя с непростым характером вас никто не застрахует. Но трудно будет только первый год-два, а потом вы увидите работу системы обучения вживую, научитесь рационально использовать время, изучите особенности преподавания каждого педагога и уже практически не будете чувствовать дискомфорта.
Но не все так просто. Дело в том, что современная система образования предполагает, что большую часть информации по предмету студент будет искать самостоятельно.
А это невозможно сделать без навыков самообучения и стремления к приобретению новых знаний.
Так что, просто “просиживать штаны” на студенческой скамье не получиться, и недалеким людям, как и раньше, в ВУЗе делать нечего.
Миф третий
Опровержение: у тех, кто не жил в общежитии, оно ассоциируется только с шумными компаниями и развлечениями (ведь родителей нет, а друзей целая куча). На самом деле – это только один маленький пазл большой мозаики.
- Во-первых, территорию проживания нужно делить с другими студентами (и хорошими, и плохими), а это неудобно.
- Во-вторых, в общежитии всегда много шума, возни, что мешает учебе.
- В-третьих, недостаток личного пространства и необходимость «подстраиваться» под кого-то провоцируют конфликты и психологический дисбаланс в коллективе.
И этот список можно продолжать до бесконечности (например, отсутствие персональной ванной, возможность кражи личных вещей, общая кухня и т.д.). Поэтому современные студенты предпочитают университетским общежитиям съемные квартиры (если, конечно же, это позволяют финансовые возможности).
Миф четвертый
Опровержение: этот предрассудок уже давно себя изжил. Конечно, отдельные личности, с деформированной системой моральных ценностей могут позволить себе оскорбление.
Но от таких людей никто и нигде не застрахован.
Умных людей любят и уважают везде, особенно в студенческой среде, где частенько ищут, у кого списать, кто объяснит непонятную теорему или расскажет, о чем была предыдущая лекция.
Миф пятый
Опровержение: такой эпизод может быть хорошей постановочной сценой для художественного фильма, но в реальности студенту должно очень повезти, чтобы хотя бы на минутку закрыть глаза где-то на заднем ряду.
Дело в том, что практически все преподаватели сегодня используют интерактивную форму ведения лекции. Студент должен не только записывать, но и участвовать в обсуждении вопросов, предлагать свои варианты ответов.
Так что незаметно поспать и поспать вообще практически невозможно.
Как сделать свою студенческую жизнь беспроблемной?
Если ваши студенческие дни протекают невесело и напряженно, то вы сами можете сделать их яркими и практически беззаботными.
- Правильно планируйте свое время и вовремя делайте задания.
- Посещайте по максимуму все занятия и налаживайте контакт с преподавателями.
- Старайтесь хорошо зарекомендовать себя в начале учебы, тогда будет больше шансов на “поблажки” в будущем.
- Повышайте мотивацию к учебе, каждый день делая обязательные для себя задания, и повторяя цель своей учебы (карьерный рост, получение любимой профессии).
- Обязательно балуйте себя в свободное время и не погружайтесь в учебу с головой.
- Развивайтесь в культурном плане (посещайте выставки, музеи, конференции) и расширяйте свой кругозор.
Вместо заключения
Студенческая жизнь без забот это скорее миф, чем реальность.
Конечно, умудренному жизнью и опытом человеку, который “задыхается” в современном ритме погони за деньгами и социальным положением, время учебы в ВУЗе вспомнится как беззаботное и веселое, несмотря на мелкие неприятности. Но для вчерашнего школьника студенческая жизнь будет наполнена, в первую очередь, кропотливой работой.
И все же, как это не парадоксально звучит, студенческие годы это очень веселое и незабываемое время. Ведь вы познакомитесь со многими интересными людьми и получите колоссальный жизненный опыт. А диплом послужит стартом в профессиональной сфере.
Материал полезен?
Источник: https://fulledu.ru/articles/843_bezzabotnaya-studencheskaya-zhizn-mif-ili-realnost.html
Два бессмысленных мифа о высшем образовании
Ограничивать количество вузов нельзя. Спрос на всеобщее высшее образование — особенность постиндустриального общества.
В дискуссиях о высшем образовании в России присутствует два критических тезиса, которые можно услышать всегда и ото всех — как говорили когда-то, от рабочего до министра.
Одна тема количественная: в стране производится слишком много специалистов с высшим образованием, тогда как налицо нехватка технических кадров и среднего технического персонала.
Вторая тема — качественная: вузы упрекают в неспособности готовить востребованных специалистов, причем востребованность измеряется количеством выпускников, пошедших работать по специальности.
Оба тезиса столь же просты, сколь и бессмысленны. Избыток специалистов с высшим образованием и их неготовность работать по специальности являются проявлением того, что наше общество давно вышло за рамки индустриальной системы и для нас неприменимы популярные на протяжении большей части ХХ века критерии качества профессионального образования.
Трудно не обратить внимания на то, что серьезным источником искусственного спроса на высшее образование является всеобщая воинская обязанность.
Этот феномен совершенно не соответствует вызовам постиндустриальной экономики и постиндустриальной демографии, оказывая искажающее влияние и на профессиональную мотивацию, и на рынок труда.
Если бы Билл Гейтс должен был, чтобы избежать армейскую службу, доучиваться в университете, а потом писать никому не нужную диссертацию в очной аспирантуре, то в мире, наверное, появился бы еще один неплохой инженер или даже профессор, но не было бы компании Microsoft.
Современное образование непрерывно. Идеал советской трудовой модели — человек, окончивший вуз, пошедший работать по специальности и имеющий одну-единственную запись в трудовой книжке, — не является в настоящее время не только пределом мечтаний для человека, но и желательной нормой поведения для общества и государства.
За пять-шесть лет освоения высшего образования появляется большое число профессий, которых на момент поступления в вуз просто не существовало. В этом отношении появление двухступенчатого образования (бакалавриата и магистратуры) является ответом на требования времени, поскольку позволяет уточнять специализацию в период обучения в университете.
Однако эта линия должна быть продолжена в виде программ поствузовского образования.
Динамизм современной экономики, в которой постоянно появляются новые сферы деятельности и профессии, требует постоянного изменения квалификации. Иначе человек оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным.
Всем, кто призывает оценивать вузы по количеству выпускников, работающих по специальности, достаточно ответить на вопрос, много ли профессионально успешных и известных людей работает по специальности? В общем-то, почти никто.
Еще одной особенностью постиндустриального общества является спрос на всеобщее высшее образование. Естественно, образование не может угнаться за спросом, отсюда быстрый рост вузовского образования при ухудшении его качества. Нельзя сказать, что за последние 20 лет высшее профессиональное образование в России ухудшилось.
Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же — какие-то сохранили свои позиции, какие-то просели, появились новые лидеры. Однако мы сохранили способность учить очень хорошо примерно 20% выпускников школ, как это и было в эпоху развитого социализма.
Но поступает-то в вузы сейчас почти 100% — и, естественно, результатом становится вопиющее снижение среднего качества.
Значит ли это, что необходимо ограничить количество вузов? Уверен, что нет. Если люди хотят получить диплом о высшем образовании, они должны иметь такую возможность.
Однако профессиональное сообщество и рынок труда должны, в свою очередь, иметь инструменты оценки качества специалистов. Нельзя сказать, что этого не существует, — работодатели прекрасно знают, выпускники каких вузов чего стоят.
Возможно, в ряде отраслей следует добавить профессиональный экзамен, выведенный за рамки самого вуза.
Другой способ смягчить давление массового спроса на университетское образование — появление прикладного бакалавриата.
Он должен давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных университетских знаний.
Однако обучение должно проводиться в университете и быть частью вузовской программы, что позволит в дальнейшем продолжить образование и получить соответствующий диплом.
Владимир Мау, ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика», forbes.ru
Источник: http://rastudent.ru/articles/labour_market_survey/two_meaningless_myth_of_higher_education
Что дает высшее образование
Что дает высшее образование? Какая польза от него? Этим вопросом все чаще и чаще задаются отечественные студенты, глядя, как их бывшие одноклассники-двоечники ездят на дорогих машинах и развивают свой бизнес.
Признайтесь, неужели вы никогда не задавались этим вопросом? Ведь в России, Беларуси, Украине проще найти низкоквалифицированную работу и неплохо при этом зарабатывать. Во всяком случае, получать ощутимо больше, чем на государственной должности с высшим образованием.
Почему я поднял эту тему? Да сам задавался и задаюсь. Теперь, получив это самое высшее образование, я оглядываюсь назад и думаю: а что было бы, если бы я не поступал в универ, не сдавал десятки экзаменов и зачетов (в меде это не так уж и просто), не тратил бы уйму времени, сил и здоровья на чтение профлитературы? Знаете что? НИЧЕГО!
Ничего хорошего бы не получилось. Все-таки сама высшая школа дает человеку что-то такое, чего другим способом не приобрести. Об этом я и хочу рассказать. Для начала поговорим о профессиональных качествах, ведь в первую очередь высшее образование получается именно ради профессии.
Высшее образование дает профессию
Очевидно до безобразия, но это так. Полученные знания по определенной специальности позволяют работать в этой самой специальности. Если профессия востребованная (за примером далеко ходить не буду – врач), то и возможность найти работу всегда есть.
Я хочу сказать, что диплом – своего рода подстраховка. Если настанут тяжелые времена, всегда можно без проблем пойти работать по своему профилю. Конечно, зарплата не ахти, но поможет пережить сложный период. В любом случае это лучше, чем идти побираться или податься в криминал.
Высшее образование дает перспективу карьерного роста
Не всегда это так, но все-таки, имея диплом о высшем образовании, проще развивать свою карьеру. Многие серьезные компании принимают на руководящие посты людей только с высшим образованием. Это конечно не решающий фактор, но все-таки важный.
Высшее образование открывает двери для собственного дела
Наличие высшего образования позволяет абсолютно легально работать не на государство или дядю, а на себя. Например, учитель может заняться репетиторством.
Все, что нужно (диплом и навыки), у него уже есть. Врач может организовать частный прием (это, конечно, непросто, но без диплома врача невозможно в принципе). Таких примеров можно привести сотни.
Квалифицированный труд всегда может принести прибыль.
Высшее образование «прокачивает» мозг
По-другому и не скажешь. Все эти зачеты, экзамены, семинары и прочие радости студенческой жизни так или иначе повышают интеллектуальный уровень человека. Длительная учеба хорошо тренирует мозг.
Человеку с высшим образованием гораздо легче разобраться в чем-то новом, освоить новую специальность, получить новые навыки. Как говорил один мой одногруппник: «если ты разобрался в биохимии, ты можешь разобраться в чем угодно». По большому счету так и есть.
Вуз – своеобразная школа жизни
Университет – это, конечно, не армия. Но он тоже многому учит. Иногородние студенты, которые живут в общежитии, учатся самостоятельно планировать свои расходы и обустраивать свой быт.
Многочисленные зачеты, экзамены, контрольные учат человека выходить с гордо поднятой головой практически из любых сложных ситуаций.
Кроме этого, появляется некоторая дисциплина, чувство ответственности и желание саморазвития.
Высшее образование расширяет кругозор
Гораздо интереснее жить, когда интересы не сводятся к «бутылочке пивка на диване перед теликом». Образованность все-таки делает человека более приятным как для себя, так и для тех, кто его окружает.
Высшее образование дает глубокие знания в какой-либо специальности
Многие профессии имеют практическое применение. Поэтому, если не получилось найти хорошую работу, можно использовать полученные знания для себя. Например, медицинское образование позволяет ориентироваться в различных болезнях и методах лечения. А эти знания всегда пригодятся в жизни.
Высшее образование поднимает самооценку
Все-таки есть какая-то гордость за себя, когда получаешь диплом. Ты сделал! Ты смог! Ты достиг! И теперь понимаешь, что можешь многое. Ты уже чем-то возвышаешься над остальными. Уже чем-то можешь гордиться. Появляется чувство собственной значимости.
Пусть образование и не принесет доходной работы, оно позволит вырасти в собственных глазах. Приобрести нерушимую уверенность в своих силах. А уверенный в себе человек всегда сможет добиться успеха!
Поэтому, не спешите жалеть о принятом решении окончить университет. Это только кажется, что время тратится впустую. На самом деле плюсов очень много.
Считаете, что я в чем-то не прав? Пишите в комментарии, обсудим;)
Источник: http://good-stud.blogspot.com/2013/12/chto-daet-vyschee-obrazovanie.html
Главный миф об учебе: в школе/универе нас учат учиться
Источник: https://palamar4uk.livejournal.com/531005.html
Мифы и правда заочного обучения
15 апреля 2016 09:59
Высшее образование уже не дань моде, а необходимость. При этом для многих единственный шанс получить его – учеба заочно.
Если это касается взрослого, состоявшегося человека, которому «корочки» нужны исключительно для работы, то окружающие его обязательно поддержат. По-иному обстоит дело в случае выпускников.
Родители, знакомые, даже учителя начинают отговаривать, внушать, что знания заочно не получают, работодатели заочников не любят, и вообще, это не учеба.
Подтвердим или развенчаем 5 самых популярных мифов о так называемой «заочке».
Миф первый. Между «очкой» и «заочкой» огромная разница.
Это верно относительно организации обучения. «Заочники» ходят на установочные сессии и экзамены, «очники» посещают занятия ежедневно.
Первым приходиться получать знания путем самообразования, вторым все разжевывают преподаватели. Это нужно понимать, иначе учиться в свободном плавании будет сложно и, как это ни банально, – лень.
Самодисциплина и осознание того, зачем это нужно, необходимы заочнику. Роль этих факторов сложно переоценить.
Миф второй. Заочное не может быть качественным.
Это ошибочное утверждение. Форма образования не влияет на его качество. Есть вузы, где заочное образование в разы лучше, нежели в некоторых очное. Качество образования прямо пропорционально установкам студента.
Если желание учиться напрочь отсутствует, то не поможет ни престижный вуз, ни каждодневные походы на пары. Корочки будут, знаний, увы, нет. При хорошей же мотивации, наоборот, возможно получить отличные знания самостоятельно.
Кроме того, в ситуации ежегодного мониторинга вузов, признании их неэффективными при невыполнении определенных условий, ориентир на качество становится актуальным для всех форм получения знаний.
Миф третий. Учиться заочно легко.
Очередной миф. Это иллюзия, что заочники весь семестр ничего не делают, придут, сдадут экзамены, причем «на халяву», и отдыхают до сессии. В реальности им приходится много трудиться. Знания они получают концентрированно, большими дозами.
Зачастую пары идут с самого утра чуть ли не до ночи. И в будни, и в выходные. Добавим к этому огромное количество материалов, предназначенных для ознакомления вне института, то становится ясно, не так уж им и легко.
Да и преподавательские требования к заочникам аналогичны требованиям к очникам.
Миф четвертый. Работодатели предпочитают очников.
Откуда в обществе бытует это мнения не вполне ясно. Мало того, что сами дипломы не отличаются друг от друга, так еще и у заочников есть очевидные преимущества. Это опыт. Практически все они работают.
Часто на том же предприятии, от которого и идут учиться ради квалификации, карьеры. В реальности – работодатели предпочитают квалифицированных, толковых специалистов, легко обучаемых и инициативных, активных.
А эти качества явно не зависимы от формы образования.
Миф пятый. Отсутствие студенческой жизни.
Некоторым кажется, что заочники мало времени проводят вместе, нет общения в группе. Но действительность демонстрирует иное. Заочники обычно очень дружны, встречаются, вместе время проводят, вместе готовятся к экзаменам/зачетам/контрольным. Многие ведь приезжают из других городов, естественно, что они вместе «тусуются». Здесь также все от людей зависит.
Большинство мифов о заочном обучении ошибочно. Все зависит исключительно от личности получающего образование. Однако, следует знать, заочникам не предоставят отсрочку от армии. И некоторые профессии не осваиваются самостоятельно. Врачами, офицерами и т.д. стать заочно невозможно. Приятным бонусом заочного образования становится его оплата, она существенно ниже платного дневного образования.
Источник: http://www.edu-all.ru/articles/stati-ob-obrazovanii/mify-i-pravda-zaochnogo-obucheniya
Современное образование: мифы, реальность, заблуждения
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Современное образование:
мифы, реальность, заблуждения
А.В.Аганов, профессор,
декан физ. факультета КГУ
Проблемы фундаментального образования, в том числе и участие в нем талантливой молодежи, не могут рассматриваться отдельно от общей реформы образования, фактическая реализация которой идет в рамках широко разрекламированных национальных проектов, один из которых «Образование». На первый взгляд, все в нем правильно. Однако не покидает ощущение того, что «пар уйдет в свисток», и получится «как всегда». Почему?
1. Нужен быстрый и видимый результат. Здесь нужны очень точно выверенные начальные шаги. Знакомство с научно-методическими рекомендациями для довузовского образования не дают уверенности в том, что они основаны на системном анализе положения дел. То же касается следующего уровня образования – высшего.
Сформулируем главные вопросы и дадим на них ответы: чему учить; как учить; кто будет учить.
Четвертый вопрос «для чего», ответа не требует: надо «обеспечить конкурентоспособность российской экономики». Для этого мы должны подготовить специалиста, способного принимать нестандартные решения в нестандартных условиях – главный итог реализации так называемого инновационного образования.
Кто будет учить? Уже сейчас некому. А, учитывая, как решаются кадровые вопросы в национальном проекте «здравоохранение», то ждать скорого улучшения кадрового обеспечения в системе образования и науки не приходится.
Теперь ответ на второй вопрос. Все ринулись в эту сферу: новые образовательные технологии, информационные технологии и т.д. Модно, выгодно, но это не панацея.
Допустим, поставили в каждую школу, даже в ту, в которой сегодня все еще печное отопление, нет элементарных удобств и т.д., компьютерные классы, подключили Интернет. Вообразим себе на минуту, что все это работает и даже эффективно.
Дальше-то что? Получим то, что уже имеем в «продвинутых» школах, ВУЗах, разумеется, не естественнонаучного профиля, впрочем, и до них уже это дошло.
Скачиваем информацию, компилируем, выдаем за рефераты, курсовые, дипломные работы, иногда уже в виде диссертаций, порой и докторских, и думает эксперт – рецензент: сам «cочинил» или это плагиат. Это сегодняшняя реальность и как вы понимаете, это происходит не без участия преподавателей.
Самый трудный вопрос первый и ответа на него нет и у профессионалов в вопросах образования. А он ключевой. Все сегодняшние рекомендации – дорога в тупик. На перепутье и ВУЗы. Об этом будет речь идти далее.
2. Второе, по сути, продолжение первого. Система образования умеренно консервативна. В целом – это благо. Концептуальные преобразования связываются с научно-техническими революциями (большей частью после великих открытий) и изменением общественных формаций в обществе.
Такая концептуальная революция неизбежна в ближайшее время в глобальном масштабе (глобализация экономики – это уже свершившийся факт), научно-техническая революция, которую несут нанотехнологии не за горами, об этом сейчас много говорят, но мало кто понимает, что это такое.
Наноэффекты были известны более сорока лет назад, и сегодня уже работают первые устройства.
Научно-техническая революция под общим названием «информационные технологии» тихо вошла в нашу жизнь как великое благо и не только ускорила и без того невиданную гонку в области научных исследований и технологий.
А у нас в России это совпало со сменой общественно-экономических отношений. Реформа образования, о которой мы говорим уже 20 лет, обросла многочисленными мифами, заблуждениями, не везде можно отделить правду от полуправды и т.д.
Итак, о фундаментальном образовании. Безусловно, многое зависит от назначения ВУЗа, но в основании фундамента находится школа, и ключевыми элементами являются, безусловно, математика и физика – т.е. физико-математические дисциплины.
Классические университеты, по определению, предназначены давать фундаментальное образование. А вот вопрос, сколько нужно заложить в основание этого фундамента материала – предмет очень сложных, концептуальных дискуссий, итог которых трудно предсказуем. Тут лоббисты всех мастей – выпускающие кафедры.
Их мощное влияние – повсеместно и во всем проявляется.
Сейчас мы копируем американскую классификацию – математика и естествознание (там эти дисциплины преподают в одинаковом объеме во всех ВУЗах на всех специальностях). Вопрос спорный, хорошо это или плохо, но нас толкают на эту дорогу, открывая конкурс в магистратуру и аспирантуру после любого бакалавриата – это уже факт. Правда, после экзамена.
Откройте книгу Энн Роллер – «Эволюция жизни». В ней – первая глава начинается с квантовой физики, с уравнения Шредингера. Природа едина, и хорошо бы всем нам иметь полное о ней представление.
Допустим, найдется человек уровня Ричарда Фейнмана, создавшего гениальный курс физики, не разделяя его на общую и теоретическую? Кто такой курс естествознания будет преподавать? Ведь ни в одном ВУЗе России не пошли дальше объединения раздела механика из общего курса физики, и теоретической механики.
Почему курс теоретической физики Ландау – настольная книга всех физиков мира? А его же курс общей физики малоизвестен? В России он не известен даже на физфаках. Почему Фейнмановский курс физики востребован только «гурманами» от физики?
Принимает ли примат физмат дисциплин ВУЗовская общественность? Скорее нет, чем да.
Как только ВУЗам дали свободу выбора, физматдисциплины стали сокращать повсеместно, в том числе и на нефизических специальностях классических университетов, поскольку надо было убавлять общую аудиторную нагрузку.
Физика исчезла как базовый вступительный экзамен на многих специальностях, и, естественно, как базовый выпускной экзамен в школах.
Наши дети теряют способность отвечать и реагировать не только на проблемы, уже предъявляемые 21-м столетием, но и на его потенциал в целом. Мы упускаем возможность сохранить интерес нашей молодежи к естественно-научным и математическим идеям. Мы не нацеливаем их на тот уровень компетентности, который будет им необходим, чтобы продуктивно жить и трудиться.
Преподавание математики и естественных наук в целом не отвечает нашим текущим потребностям; во многих классах занятия ведутся неквалифицированными и низкоквалифицированными учителями. Наша неспособность привлекать и удерживать хороших учителей растет.
В результате, новые технологически ориентированные отрасли промышленности не находят достаточно квалифицированных служащих из числа учеников таких учителей. Более того, наступает атрофия творческого потенциала, что наносит ущерб инновационной деятельности.
Мы едины в нашей уверенности в том, что единственный способ заинтересовать детей математикой и естественными науками – это путь, идущий через учителей, не только являющихся энтузиастами своего дела, но в то же время достаточно погруженных в изучаемую дисциплину (и профессионально подготовленных к хорошему преподаванию данных дисциплин). Говоря о подготовленности учителей, следует иметь в виду непросто подготовку к проведению занятий, но в той же или даже в большей степени непрерывное повышение квалификации.
Итак, мы встречаем XXI век в состоянии очень глубокого кризиса.
Нет полной ясности, как из него можно выйти: естественные меры, которые напрашиваются, практически очень трудно или почти невозможно реализовать в современном демократическом мире.
Конечно, мы вошли в век биологии, которая делает чудеса. Но биологи не заменят математиков и физиков-теоретиков, это совсем другая профессия. Хотелось бы, чтобы серьёзные меры были приняты.
О качестве образования.
Действительно, наша школа давала первоклассных абитуриентов. Сегодня большая часть абитуриентов не соответствует требованиям Программ Высшей школы. Да, наши выпускники (по ряду специальностей) котируются за рубежом. Только много ли таких сейчас? 10-20%, не больше, да и то по дефицитным за рубежом специальностям.
Качество образования – школьного и ВУЗовского не надуманная проблема, а острейшая, и пути ее решения не очевидны.
Добавим сюда отсутствие в массе своей мотивации, неумение учиться и добывать знания, крайне низкую концептуальную (не путать с фундаментальной) подготовку, сформировавшийся в не малой степени благодаря революции в области информационных технологий за последние годы «клиповый» стиль мышления, ведущий к поверхностным знаниям – вот вам не полный букет проблем, с которыми сталкивается преподаватель ВУЗа уже на первом году обучения. Произошедшая смена общественного строя, изменение социально-экономических отношений произвели ломку прежних представлений о жизненных ценностях, на первый план были выставлены ложные приоритеты, многими вполне искренне воспринятые как безусловные истины, в том числе и руководителями образования всех звеньев. Как следствие – резкое качественное и количественное изменения в учебных планах школы. Физмат класс сегодня – это массовая школа 80-х. Исключая самородки – это относится и к олимпиадникам, в общепринятом смысле этого слова. Участники этих олимпиад представляют десяток – полтора школ не более, т.е. это менее 1%. Для профессионалов – элитных преподавателей, очевидно, что решение проблемы находится в самом процессе образования. Если ориентироваться на требования ЕГЭ, то «лишнего» материала в существующих программах физико-математических школ нет.
«За рубежом образование платное» и т.д. – ложь или полуправда. Только в США образование повсеместно платное, да и то плата за обучение не полная. А для одаренных – существуют специальные фонды и стипендии.
В понятие «высшее образование» за рубежом входит бакалавриат. А у нас для работодателя это пустой звук.
А вот тезис об ориентации на рынок – это весьма серьезно. Это ломает полностью систему классического образования и дезориентирует ВУЗы, ставшие на путь классических университетов, если принимать во внимание, как все предлагается и делается.
Сейчас появился важнейший элемент – рынок (классический и инновационный с его рисками и другими особенностями). И он может выступать заказчиком услуг, которые должна предоставлять высшая школа.
Разумеется, государство определяет свои интересы и формирует Госзаказ.
Но полностью регулировать рынок оно не способно по объективным причинам и сам ВУЗ должен выступать активным участником рынка и формировать стратегию и тактику образовательного процесса, в том числе участие в самом экономическом процессе.
В этом специфика и миссия университетов пятого поколения, яркими представителями которого являются ведущие американские университеты. Дело за профессионалами: найти оптимальное распределение объема часов, содержания и т.п.
между общими – общеспециальными – специальными дисциплинами, с учетом того, что специалист должен учиться не только в аспирантуре, но и потом. Но на последнем заседании УМО «Физика» наша точка зрения нашла понимание.
В чем проблемы сегодня.
-
Сложился новый тип учащегося, новый тип мышления молодого поколения – клиповое мышление и дайджестный способ получения информации.
-
Разбалансированы структура и содержание образования от школы до конца аспирантуры. Выпускник школы в массе не способен освоить программу ВУЗов. Программы школы и ВУЗов явно перегружены. Бакалавриат перегружен, магистратура недогружена, аспирантура практически не содержит образовательной компоненты.
-
Нет мотивации обучения.
Что входит в наши планы?
1. Активное, может быть агрессивное вмешательство в работу муниципальных органов образования:
– программы: «Учитель», «Школьник», «Образовательные технологии», «Физмат – школы», «Физмат – классы».
2. Просветительская деятельность – городской «Лекторий».
3. Реализация программы развития «Инновационный ВУЗ», независимо от итогов конкурса, которая в себя включает:
– Унификацию учебных планов, программ и самого учебного процесса;
– Реализация принципа последовательного усложнения по объему и содержанию образовательных программ (адаптация программ I года обучения, сокращение базовых программ в бакалавриате и перенос специализированных разделов в магистратуру и аспирантуру и т.д.), то же касается спецкурсов;
– Реализация программ «Самостоятельная работа» студентов, перенос ряда спецдисциплин в режим самостоятельной работы;
– Создание практикумов нового типа;– Разработка и внедрение новых образовательных технологий, широкомасштабная работа по созданию высококачественной учебной литературы, в том числе для активных форм обучения.
4. Введение на 1 курсе лекций по общим проблемам естествознания и современной физики. Превратить в систему доклады и лекции ведущих Российских и зарубежных ученых по актуальным проблемам современности.
5. Реализация специальной программы «мотивация» в рамках проекта «Колибри» с партнерами из Франции и так далее.
Движение по этому пути уже началось. Двигаются по нему и наши зарубежные коллеги.
В качестве примера я предлагаю ознакомиться с одним из проектов национальной образовательной программы Великобритании. Здесь много любопытного и действительно инновационного.
Институт физики, 1,8 млн. £ грант для увеличения числа студентов-физиков и качества их подготовки. Несколько пилотных проектов:
-
Увеличение числа студентов-физиков и школьников, выбирающих в качестве профилирующего предмета физику. (За последние 15 лет – на 30% сократилось число студентов-физиков, проект предполагает увеличение на 20%);
-
Введение новой научной степени с ярко выраженной фундаментальной подготовкой по физике (3 года, после чего можно продолжать обучение в течение 2 лет для получения диплома магистра по физике или химии) ® «противовес» бакалавра естественных наук. Несколько «рисковых» проектов:
а) обучение фундаментальной физике через приложения физики(например, астрономию, квантовые вычисления и медицинскую физику);
б) сближение школы и ВУЗа
– краткосрочные гранты для учителя физики – участие в образовательной программе университета;
– ФПК учителей по «карьере в области физических наук».
Предстоит трудная дорога, но другого нам не дано.
-
Анализ
Постановка проблемы. Последние годы в вузах Украины наблюдается перестройка (зачастую формальная) учебного процесса, вызванная подписанием Болонской декларации, которая по существу устанавливает общие для учебных учреждений Европы
-
Документ
Много лет назад я задумал написать книгу «Безопасность для чайников» по примеру англоязычной серии «…for Dummies». Но как-то со временем были проблемы и книга так и вышла в свет.
-
Документ
Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.
-
Закон
Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
-
Реферат
Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
Источник: https://refdb.ru/look/1871857.html
Monday, December 17th, 2012
>Итак, очевидно, что школа просто дает общий напыл знаний, но никак конкретно человека не подталкивает к поиску себя, или будущей профессииДа, именно дает общий напыл знаний и тем самым подталкивает к поиску себя, или будущей профессии!А те, кто не посещает школу, получают напыл знаний своего окружения: боженька на небе, земля стоит на 3 слонах, а гмо – порождение диавола :)>Так что на будущее – аргумент “учили учиться” – не совсем аргумент. >Заставляли учиться – да, но это разные вещиЗаставляли учиться, это к школе относится. В универе никого не заставляли, не хочешь учиться – иди гуляй.Известно изречение, что нельзя научить, можно лишь научиться самому и универ может тебе в этом помочь. Если же ты одаренный чувак и можешь изучить специальность без профильного обучения, то флаг тебе в руки, барабан на шею, почет и уважуха, вперед и с песней. Только зачем ты все бухтишь про универ и школьное образование ?Знаешь как сделать лучше ? Организуй свою 🙂
“не хочешь учиться – иди гуляй.”Поправка: не хочешь учиться – иди в армию/не найди работу.”Только зачем ты все бухтишь про универ и школьное образование ?”А хули мне делать-то? Хоть побухчу.(Reply) (Parent) (Thread)
ЛОЛ, да что тут думать-то? Что рассуждать? Даже школьник придумает систему, которая лучше нынешней. Тут и думать не надо – на Западе все давно есть.Когда появятся миллионы, тогда буду думать “что изменить”. Сейчас же я предостерегаю молодых людей, которые намылились в “специалисты”, в “магистратуру”, “аспирантуру” и нацелились на второе высшее. (Reply) (Parent) (Thread)
>А хули мне делать-то? Хоть побухчу. Ну ладно тогда 🙂 (Reply) (Parent) (Thread)(no subject) – palamar4uk – Expand
в универе не учат учится.. балда ты)
О, что-то новенькое))Это как учат? Дают список литературы и говорят “разбирайтесь!”. Клевое обучение, что уж тут сказать. (Reply) (Parent) (Thread)
Вот как было в моей школе:1) До восьмого класса я учил все предметы и сдавал их на пятерки, получил некий “авторитет” среди учителей своими знаниями.2) После восьмого класса заинтересовался программированием, поэтому стал больше заниматься информатикой и математикой, а на остальные предметы немного положил, но за счет предыдущих знаний и общей эрудиции оставался отличником. Так было до 10 класса.3) Начиная с девятого, откровенно забросил все остальные предметы, но все равно был лучше в них, чем одноклассники, поэтому закончил школу с золотой медалью. Параллельно занимался с репетитором по информатике. 4) Университет благополучно бросил после второго курс, будучи отличником, не нашел, чему он меня учит. Теперь занимаюсь своим бизнесом в сфере IT, приглашают программистом в Новую Зеландию на ПМЖ. Думаю, что стоит ехать.
В Новую Зеландию точно нужно ехать, особенно если есть шанс гражданство получить. (Reply) (Parent) (Thread)
По-моему, ты недоучился, и именно в школе.
Школа дает базовые знания.Оценка-показатель усвоения программы- знаний что тебе дают.Без школы- ты бы не знал что два плюс два есть четыре,как это записать цифрами и буквенно,без школы ты бе не знал,кто такие Пушикн,Лермонтов и иже с ними. Знал бы,возразишь ты,меня бы родители научули!Ну да,научили бы,никто не спорит,но не в тех объемах в каких этому научило прилежно старающегося ученика,ибо родиетлям надо зарабатывать на кусок хлеба,и все время посвятить образованию ребенка могут не многие себе позволить. Те кто хорошо учились,а не получили хорошие оценки- в итоге поступили в хорошие университеты(имеется в виду Лондон,Париж,Швейцария и Гарварды разные). Так как в хороших университетах учатся ребята и с деньгами и с знаниями которых в детстве родители напрягали учиться,именно поэтому в тех универах они себя отщепенцами и интеллектуальными отбросами не чувствуют
Но все таки мне кажется рассказывать 7-10 летним как работает мозг и как они должны учиться, немного слишком. Вот попозже можно) Хотя мне еще думается, что в школе мы осваиваем родной язык, вот все эти учебники по истории, географии, физике, биологии и т.д. ведь не хило расширяют наш словарный запас)) Хотя думаю, тебе понравится вот это высказывание Энштейна, если кто не согласен, пусть вон с величайшим умом 20 века спорят)): “Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование.”
Тут главное возражение против чего? Если против школы – то там, где нет школы,-дела вообще плохи.А если вопрос: школа или хорошая школа? – то это вопрос качества образования. Всегда и сейчас есть места, где дают более качественное образование, в том числе и знания к востребованным профессиям. Другое дело, что немногим из нас не довелось учиться в таких местах.А вопрос качества образования – вопрос качественного состояния страны.Многие из обсуждавших здесь тему, к сожалению, получали свое, как минимум – высшее, образование в период деградации государственности – образование выхолостилось, и во многих местах до сих пор его можно обозначить либо как липовое, либо как ненужное. В этом правда.А еще и в том, никто не упомянул об этом: вот представьте, вы государственные ребята, рулящие страной, дела у вас в экономике хреновенько, там, допустим 10 миллионов безработных, им надо пособие платить, а тут еще милллион бывших школьников к ним прибавляется.. да пускай лучше идут получают всяческое, типа “высшее” образование – и пособие им пока платить не надо по безработице, и сами они еще будут платить работникам образования, которых тоже не придется тянуть теперь так уж сильно бюджетными деньгами.И молодежь как-никак занята – меньше преступности и т.п. Конечно образование липовое, ..ну хоть пока так.Это фактор, в который и мы попали. Сейчас ситуация меняется, пришло понимание, что для экономического роста нужны-таки реальные, а не липовые специалисты – и вроде зашевелились на эту тему – только система эта инертная, быстро не поменяешь.И те, кто верит в “крутость” своего образования сейчас – либо дураки, либо получали его действительно в крутом месте, да с серьезной работой мозгами. А если уж так, тотально – то нигде из нас не сделают Эйнштейнов. Им надо родиться. Или, в любом случае, самому, своими волевыми силами и мозгами тянуть себя вперед, насколько хватает способностей. Виноватых не будет, кроме самого себя.
Да, речь, конечно, идет об “школа или хорошая школа”. (Reply) (Parent) (Thread)
Да, и я Юрий согласен в главном с тобой в том, что только человек, критически оценивающий свои знания, способен двигаться вперед. (Reply) (Parent) (Thread)
Не знаю, как для тебя, а для меня именно это полжизни было проблемой.
Проблема – это достойная и конкретная цель, цель, ведущая вперёд.Абстрактное желание проблемой не было.Больше приходилось просто выгребать, это, скорее, и становилось целью. (Reply) (Parent) (Thread) |